"Автоматизация звуков в повседневной жизни"
Каждый родитель мечтает о правильной, "чистой" речи своего ребёнка. Путь к правильному звукопроизношению достаточно сложен и трудоёмок. Необходимы ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, постоянные занятия по введению и закреплению произношения поставленного звука в слогах, предложениях, текстах, и самое главное - в бытовой речи. Этот этап работы над звуком называется автоматизацией. Очень часто можно наблюдать такую ситуацию: на занятиях у логопеда ребёнок произносит звуки правильно, но выйдя за порог логопедического кабинета тут же забывает о своём звукопроизношении и дальше общается на своём привычном языке, как будто и звуков-то никогда не произносил! Это вполне понятно и объяснимо - тонус артикуляционной мускалатуры все еще ослаблен, и ребёнку требуется постоянно прилагать некоторые усилия для правильного произнесения звука. К тому же необходимо постоянно следить за своей речью, а это уже процесс самоконтроля, который у ребёнка старшего дошкольного возраста находится в стадии формирования. Именно поэтому при автоматизации звука в речи, неоценимо важной становится роль родителей. Ведь именно они, общаясь со своим ребенком "один-на-один", имеют возможность постоянно контролировать его речь. Это постоянное наблюдение за речью ребёнка, тактичное и ненавязчивое исправление неправильно произносимых звуков, способствует тому, что работа по автоматизации будет быстрой и успешной.
Зачастую "сломать" старый речевой стереотип бывает очень трудно.
Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: "Не хочет заниматься дома! Отказывается говорить правильно! ". Возможно причина заключается в том, что у малыша не всё получается сразу и именно это вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях надо подбодрить ребёнка, рассказать о том, что когда он родился, то сразу не встал и не побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и потом только ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился! Так и сейчас пришло время научиться "красиво" говорить. Ребенку необходимо внушать веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится.
Все дети разные и задача родителей заключается в том, чтобы найти правильный подход к своему малышу. Родителям необходимо научиться "правильно", с особой осторожностью, указывать на ошибки детей. Вот несколько вариантов:
-надо обязательно рассказать своему ребёнку о том, как Вам приятно слышать правильно произнесённые звуки и слова. Услышав в речи сына или дочери неправильно произнесенный звук нужно тактично попросить порадовать Вас и произнести неправильное слово еще раз, но уже "красиво".
-можно "удивиться" куда же пропал правильный звук? Затем ненавязчиво предложить отыскать "потеряный" звук и произнести слово еще раз.
-порой можно исправить ошибку в параллельном режиме, давая ребенку правильный образец. Т.е. малыш неправильно произнес слово-взрослый тут же утрированно чётко повторяет это слово.
-хорошо определить в доме "место правильной речи", где ребенок должен стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять его.
Уважаемые родители, вспомните своего ребёнка, когда он был годовалым малышом и учился ходить. Он делал первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживал равновесие, покачивался, напряженно двигал ручками, но он был доволен и горд! Мало кому из родителей пришло бы в голову поучать: "Разве так ходят? Смотри как надо! Ну что ты все качаешься? ". Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройди еще раз и чтобы правильно! " Комично? Нелепо? Но так же нелепы любые критические замечания, обращенные к ребенку, который учится "правильно" говорить.
Часто, сталкиваясь с нежеланием ребенка делать какие-либо речевые задания или упражнения некоторые родители встают на путь "подкупа". Этот путь очень опасен и не всегда эффективен. Можно заставить его механически повторять, но такая "наука" осядет в голове мертвым грузом. Нужно приложить максимум усилий, чтобы пробудить интерес ребенка.
В общении с ребенком необходимо избегать слов "нет" и "нельзя", готовых решений, критики, выговоров и обвинений. Первый и главный путь – это постараться обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения испортят его. Поэтому нужно иметь запас "удовольствий", традиций, больших и маленьких праздников.
Первостепенным требованием к поступающим в школу, является сформированность речи. Поэтому работать нужно уже сейчас невзирая на то, что всегда находится "1000 неотложных дел". Контролируйте речь своего ребёнка, помогайте ему развивать привычку пользоваться своей новой "красивой" и правильной речью.